Айкидо для детей

Главная \ О клубе \ Айкидо \ Айкидо для детей

010108 kids

1. ВВЕДЕНИЕ: СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 

На протяжении многих столетий человеческий организм не оставался неизменным. Можно с уверенностью говорить о том, что гены проявляются по-разному. Те, кто приходит заниматься спортом, не могут иметь одинаковые природные данные. Физические характеристики, темпераменты у всех разные, способности также могут сильно отличаться. У кого-то координация развита лучше, у кого-то хуже. Но есть то, что их всех объединяет. Это желание заниматься спортом. По разным причинам - ради укрепления здоровья, улучшения двигательных навыков, уверенности в себе и положительных эмоций.

Определенные результаты и достижения в спорте помогают осознать своё ‘Я’. Они не только оказывают влияние на состояние занимающегося, но и формируют многие черты его личности, влияющие на поведение и работоспособность. Научить ребёнка добиваться в жизни поставленных целей - вот одна из тех основных задач, которые делают нас спокойными за его будущее.

Не менее важная задача заключается в том, чтобы научить ребят общаться. На тренировках дети, занимающиеся по парам, не всегда могут найти подход друг к другу. Тренер как раз и помогает детям установить контакт. Он должен научить ребёнка понимать показанную технику, чувствовать своего партнера, знать, когда нужно прекратить выполнение приёма, когда вовремя остановиться. Занимающиеся спортом дети более открыты и чувствуют себя увереннее, так как всегда могут полагаться на помощь опытного наставника.

С медицинской точки зрения тренировки мобилизуют энергетические ресурсы организма. Сложно отрицать, что наилучшие результаты в саморазвитии и самосовершенствовании наблюдаются у тех детей, с которыми родители занимались физкультурой или отдавали в спортивную секцию. При регулярных занятиях спортом укрепляется иммунная система, повышается выносливость организма к уровню нагрузок и общий тонус.

2. ЧТО ДАЮТ ИМЕННО ЗАНЯТИЯ АЙКИДО

Айкидо - сложное единоборство. Непосвященному человеку кажется, что оно довольно ‘мягкое’ боевое искусство, но эта мягкость лишь видимая. Она основана на контроле своих действий и действий противника при выполнении болевых приёмов и удержаний, на четкости и динамике движений. В жизни всегда есть ситуации, когда полностью или частично теряется равновесие. Такая потеря равновесия может стоить ‘очень дорого’ - в случае обороны нельзя позволить себе ни секундных пауз на раздумье, ни действий, которые противник мог бы заметить и применить контрприем. Поэтому в процессе тренировок важно научиться двигаться скоординировано. При этом постепенно возрастают скорость, мощь и амплитуда движений. Чтобы уметь двигаться быстро и плавно, ‘без рывков’, важно научиться управлять своими движениями с учетом баланса и координации. Невозможно научиться всему этому сразу, за месяц или полгода занятий. Нужна длительность, систематичность и регулярность отработки техники.

Только ‘мягкое’, не зажатое тело помогает свободно двигаться. Говоря о свободе, нельзя не упомянуть и работу сознания - ведь оно управляет нашим организмом! Без расслабления едва ли можно добиться плавности и мощи движений. Всё это даёт возможность почти мгновенно выполнить технику. Реакция на атаку становится незамедлительной.

Источник равновесия кроется в спокойствии духа и работе сознания. Именно поэтому Айкидо можно назвать ‘интеллектуальным боевым искусством’.

А что, собственно, ребёнок может знать о ‘работе сознания’, если ему, скажем, 5-7 лет? На тренировках не только учат конкретным движениям в приемах, но и объясняют, как добиться правильности их выполнения, что при этом нужно стараться почувствовать, что означают те или иные ощущения при выполнении техники. Почему не нужно сильно зажиматься? Как сделать так, чтобы прием получился? Почему этот приём с другим партнером не получился, в чем была ошибка? На все эти вопросы ребёнку поможет ответить тренер. Это способствует тому, что тренировки у детей проходят осознанно. Поэтому, несмотря на всю сложность темы, дети в состоянии объяснить свои действия.

После таких объяснений ребёнок старается выполнить технику и не зажиматься при этом, не падать и следить за своими действиями на приемах. Конечно, всё это у него получится не за одно занятие. Как дети, так и взрослые регулярно ходят в Клуб на занятия и получают от этого огромное удовольствие. Во многом это связано с тем, что они чувствуют, как постепенно совершенствуются их навыки и умения.

Как же развивают координацию и баланс на детских занятиях в Клубе? Происходит это путём определенных упражнений как в начале занятий на разминке, так и в конце занятий на физкультуре. Разминка и физкультура являются неотъемлемыми элементами тренировок. Полученные при этом умения постепенно начинают использоваться при выполнении техники в парах. Нет ни одного элемента, который бы не учили или не объясняли заранее. Сложные движения раскладываются на составные части. Это существенно облегчает ребёнку понимание техники. Нет ни одного занимающегося, к которому бы не подошли и не помогли, если вдруг что-то у него не получается. Поэтому, даже совсем маленькие дети постепенно перестают падать из-за того, что не смогли удержаться на ногах при выполнении передвижений и техники. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и большой опыт тренеров быстро дают результат.

Координация и баланс достигаются при помощи тренировки вестибулярного аппарата. Техника Айкидо основана на постоянном движении, с различными разворотами и сменой положения тела (для того, чтобы вывести противника из равновесия).  Восприятие положения головы и тела в пространстве, сохранение дистанции, перенос веса для устойчивости, различные упражнения, основанные на наклонах корпуса, прыжки вверх-вниз, лицом вперед, спиной вперёд, перекаты на отработке страховки и т.д. понижают возбудимость органа равновесия и тренируют вестибулярный аппарат, что позволяет детям хорошо ориентироваться в пространстве и гармонично развиваться.

Даже если падаешь, надо уметь сделать это с наименьшими для организма потерями. Поэтому страховке, как умению правильно падать, на занятиях придаётся первостепенное значение. Это так же важно, как и знать приёмы для защиты. Страховке учат всех занимающихся абсолютно во всех группах. Падение должно не только быть выполнено грамотно с медицинской точки зрения (без травм), но и быть психологически комфортным, не оставить страха падения и чувства зажатости. Поэтому этому умению учат на уровне рефлекса, чтобы дети правильно падали в любой ситуации и из любого положения тела. Если страховка получается правильно, но ребёнок боится её выполнять, то переход к более сложному уровню откладывается на то время, пока он не преодолеет в себе этот страх. Как только это произойдёт, откроется путь для дальнейшего гармоничного развития и повышения уровня сложности приёмов. 

Айкидо - это умение себя защищать. Это не только система обороны, но и стиль жизни, определенное отношение к окружающим. Слово ‘Айкидо’ в переводе с японского означает ‘гармония’, ‘энергия’, ‘путь’ - вот составные части общего понятия. Цель этого единоборства - создание гармонии в мире.  Толерантность, открытость, доброжелательность по отношению к окружающим и положительные эмоции  - всё это неизменно отличает тех людей, которые занимаются Айкидо. Трактовка второго элемента, ‘энергии’, связана с источником созидательной энергии, а третий элемент, ‘путь’, - это жизненный путь. Таким образом, Айкидо несёт в себе созидательное начало для восстановления гармонии в мире. Конечно, нужно стараться достичь этой гармонии мирным путём через общение, контакт и доброжелательность. 

Бывают ситуации в жизни, когда доброжелательность не помогает. Противник просто не хочет слушать разумные доводы. У него лишь одна цель - нанести вред. Только в том случае, когда ничто другое уже не помогает, когда реальной становится угроза твоему здоровью и жизни, - можно применять технику Айкидо. Другими словами, должна быть веская причина, чтобы использовать выученную технику. 

Айкидо - это система, в которой защищающийся использует силу противника против него самого, контролируя и перенаправляя его действия, меняя ситуацию в нужную для себя сторону. Дети учатся ставить блоки от ударов, защищаться от различных захватов (за руки, за одежду, если противник находиться спереди или сзади), выполняя в конце приема ‘контроль’. При этом отрабатывается точность движений, плавность и постоянный контроль за действиями противника. 

Всё это невозможно без осознанности своих действий, поэтому концентрация внимания, дисциплина и умение слушать имеют огромное значение. Не каждый ребёнок может сразу сосредоточиться на объяснениях инструктора. Но концентрация внимания необходима, и приходится этому учиться. Приём у ребёнка может не получиться, если он упустит часть объяснений тренера из-за невнимания. Определенные правила в Айкидо, а именно дисциплина и понимание японских традиций, создают прекрасную основу для того, чтобы научиться быть внимательным в жизни и уметь при необходимости сосредоточиться. 

3. КАК ПОСТРОЕН ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС (НЕ ВСЁ СРАЗУ): ПОЭТАПНОЕ ОБУЧЕНИЕ 

‘Моего трехлетнего ребёнка обижают в детском саду! Можно ему показать приём, чтобы он сумел себя защитить?!’ Изучение техники Айкидо предполагает наработку определенных навыков: захватов, правильного выполнения болевых, умения двигаться скоординировано и почти рефлекторного отражения атаки. Всё это достигается путём постепенного изучения приёмов (от простого к сложному). Будь то трехлетний ребёнок, который начал ходить в группу детского фитнесса с элементами Айкидо, или взрослый человек, решивший заниматься в группе Айкидо, - они оба начинают изучение техники с навыка страховки: с наработки рефлекса правильно падать. Программа у каждого уровня своя. Теоретически сложный приём можно показать даже новичку, но фактически его будет сложно выполнить сразу! 

Сложность осознания приёма состоит в том, что, во-первых, важно помнить, что в какой последовательности нужно выполнить, а во-вторых, одновременно с этим приходится контролировать действия партнера. То и другое необходимо анализировать, чтобы понимать, правильно проходит выполнение техники или нет. Если что-то идет не так, можно впасть в ‘ступор’. Контроль действий партнера связан с выявлением сбоев или отклонений от показанной техники: если приём получается, то всё выполнено правильно; если нет - где-то была допущена ошибка. Таким образом, анализируется ситуация в целом - с поиском ошибок и их причин. Поэтому ученики ‘держат в голове’ как вид приёма в целом (тот самый смысловой контроль), так и сложный процесс приёма и преобразования информации с попутным выявлением своих ошибок и их причин. 

Принцип ‘от простого к сложному’ позволяет усваивать приёмы Айкидо легче, потому что если действие знакомо, то необходимость в смысловом контроле частично отпадает. Внимание направлено уже не на контроль за смыслом приёма, а на детали и действия партнера. Дети, пришедшие заниматься, чувствуют себя намного увереннее, когда видят знакомые движения. К этим уже известным передвижениям добавляется что-то новое - получается приём, разложенный на составные части. Облегчают понимание также повторное объяснение, устранение сделанных ошибок, а самое главное - тренер, который подойдёт к каждой паре и поможет! 

В начале любого занятия проходит разогревающая разминка. Без неё нельзя приступать к упражнениям и приёмам, так как велика вероятность нанести вред организму, ещё не готовому к нагрузкам. На разминке отрабатываются элементы как единоборства, так и акробатики. Они позволяют развивать координацию, силу, мышцы и ловкость. Специальные упражнения сделают руки и ноги сильными, увеличат гибкость и укрепят мышцы пресса. На разминке суставы готовятся к значительным нагрузкам, поэтому дети и взрослые, занимающиеся Айкидо, демонстрируют большую выносливость, чем другие.

В конце каждого занятия часть времени обязательно отводится на физкультуру. Прекрасная физическая подготовка занимающихся Айкидо - залог их бодрости, выносливости и здоровья. 

Итак, любое занятие делится на три части: разминка, изучение приёмов и физкультура. 

Занятия построены так, чтобы детям не было скучно. Для каждого стимулы разные: поощрение оценками, похвалой формирует у ребёнка уверенность в своих силах. Любому человеку приятно сознавать, что у него что-то получается - иногда осознание того, что наконец-то приём получился, может вызвать очень сильные положительные эмоции. Для другого ребёнка стимулом послужит одна только реплика или то, что его старания замечены. Для третьего важную роль играет подбадривание. В любом случае ошибки и успехи видны всегда. И тренер обязательно обратит внимание на происходящие с его подопечными перемены! 

Игры также являются своеобразным стимулом для детей. В разных группах игры отличаются. Всё зависит от возраста и уровня учеников. Игры представляют собой не только отработку элементов Айкидо, но и эмоциональную разрядку, своеобразный психологический тренинг. При этом происходит отработка изученного на практике, сплочение группы, налаживание отношений друг с другом. Особенно игра помогает тем, кто боится вставать в пару, для кого стрессом будет даже подойти к кому-то или войти в незнакомый зал, если он пришёл в первый раз. 

Конечно, доверие достигается не только за счет игр. Во время отработки техники с разными партнерами можно легко почувствовать, как получается тот или иной приём, проследить реакцию своего партнера. Необходимо понять, можно ли провести болевой сильнее или не стоит, как лучше сделать технику с тем или иным партнером. Для этого занимающихся детей учат терпению, спокойствию, толерантности, искренности и осознанному вниманию. С помощью этих качеств можно научиться понимать как себя, так и своего партнера, и при этом контролировать ситуацию, не позволяя зарождаться и развиваться негативным эмоциям, вовремя нейтрализуя их осознанностью и желанием развивать в себе положительные качества. 

Занятия Айкидо приносят массу положительных эмоций, начиная с получения удовольствия от самого процесса занятий, который сопровождается интересом к показанной технике, повышением уровня сложности, преодолением страхов, усталости, и заканчивая появлением друзей в Клубе. Поэтому даже если день был сложный и на тренировку занимающиеся пришли морально перегруженными, то после занятий Айкидо они всегда уходят домой в приподнятом настроении. 

Конечно, в какой-то мере сильные эмоции мешают работе над техникой. Движения становятся резкими и импульсивными, а тело зажатым. Поэтому если такое происходит, тренер вносит коррективы в поведение занимающихся.

А почему родителям нельзя присутствовать на занятиях? Почему нельзя приоткрыть дверь и посмотреть, что происходит с ребёнком? Во-первых, это отвлекает детей от выполнения техники, в то время как тренер пытается всеми силами добиться наибольшего внимания к приёму или упражнению. С другой стороны, это приучает детей к самостоятельности. Ну и самое главное: тренировочный процесс - это сложный психологический момент, связанный с преодолением себя, усилиями, мотивацией и т.п. И только тренер знает, что нужно ребёнку для правильного выполнения движения. 

Посмотреть на достижения ребёнка можно будет на экзамене или на открытом уроке, во время которых занимающиеся демонстрируют то, чему их научили. От экзамена к экзамену прогресс и результат ребёнка будут видны невооруженным глазом. И помощь родителей (успокоить и приободрить) будет бесценна именно в этот момент, потому что подобные мероприятия - это всегда большой стресс. Даже если до экзамена ребёнок очень хорошо всё знал и умел, от страха он может что-то забыть или сделать не так, как в обычных условиях тренировки. После сдачи экзаменов дети получают следующий кю, который приближает их к желанному поясу. Для любого человека это большой стимул и показатель уровня мастерства. Цвет пояса и нашивки на нём - предмет гордости для детей. Как бы они не выступили на экзамене, следует понимать, что они сделали всё возможное, чтобы быть к нему готовыми. Дети старались и в любом случае заслуживают похвалы и одобрения со стороны взрослых. 

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ 

Когда Вы в первый раз приходите в Клуб Айкидо ‘Сити-Го-Сан’, сначала Вы увидите администратора, который принимает активное участие в том, чтобы сделать пребывание детей в Клубе максимально комфортным. Перед пробным занятием он объяснит, в чём занимаются (форма одежды), когда нужно приходить, сообщит вам расписание занятий. Это сразу решает половину проблем, связанных с незнанием правил Клуба. Поэтому к первому занятию Вы приходите уже морально подготовленными. 

Одежду следует выбирать тщательно, чтобы она была по размеру и не мешала двигаться. Покупая кимоно, надо знать, что рифлёная плотная ткань сядет при первой же стирке примерно на 5 см. Тонкое кимоно не садится. Кимоно не должно болтаться на ребёнке: если купили длинное, лучше его подшить. В противном случае дети путаются в нём, и сидит оно неопрятно. 

Стоит отметить, что ребёнку лучше не есть, когда до начала занятий осталось меньше двух часов. Это значительно облегчит тренировку. Но приходить голодным тоже не стоит - не будет сил на физические нагрузки. То есть нужно поесть часа за 2 до занятия - тогда ребенок будет чувствовать себя комфортно. 

После тренировки надо дать организму немного остыть - это позволит избежать простуд. 

Лучше быть морально готовым к тому, что не всё получится сразу. Но рано или поздно результаты обязательно придут. Не стоит испытывать дискомфорт из-за того, что не умеешь что-то делать. Кто всё умеет, тот не пойдёт заниматься Айкидо. На разминке и физкультуре где-то сил хватит, где-то может не хватить для первого раза. Это нормально. Тренировки - процесс постепенный. Они требуют приложения определенных и регулярных усилий.

Если до Айкидо ребёнок никогда не занимался спортом, это ему не помешает на тренировках. Постепенно он наработает технику и выносливость. 

5. ВЫВОД: ЧЕМУ СМОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ РЕБЕНОК В КЛУБЕ? 

Самое главное, чему научат в Клубе Айкидо ‘Сити-Го-Сан’, - это умению защищаться. На первых же занятиях детям покажут самый простой приём, который сможет выполнить даже четырехлетний ребёнок и справится дома с папой, на котором он, скорее всего, будет его отрабатывать. На занятиях Айкидо ребят научат делать болевые, выполнять захваты и удары, правильно падать на страховке, не стоять, опустив руки, когда происходит атака, не бояться трудностей. Выполняя элементы акробатики, ребёнок сможет поразить вас своей ловкостью. Особенно родителям будет приятно смотреть на своего ребёнка на экзамене, когда он сможет продемонстрировать свои умения. 

В Клубе Айкидо ‘Сити-Го-Сан’ дети находят новых друзей, учатся общению и позитивному мировосприятию. Положительные эмоции, сопровождающие тренировку, дают сильный эффект. Дети становятся более открытыми, меньше боятся, учатся преодолевать трудности и быть самостоятельными. Иногда, сравнивая разные жизненные ситуации и вспоминая тренировку, понимаешь, что ситуация не так тяжела или страшна, как что-то, что недавно учили на занятиях Айкидо и что сейчас уже умеешь делать. А раньше ведь это казалось чем-то нереальным! Дисциплина и определенные традиции в Айкидо, сложность элементов настраивают на серьезный лад. Дети, занимающиеся Айкидо, обычно смышлёнее своих сверстников. Постепенно улучшается внимательность ребёнка, формируется неконфликтный настрой в жизни. 

Кроме того, занимаясь Айкидо, просто невозможно не иметь прекрасную физическую форму, так что родители могут быть совершенно спокойны за своего ребёнка - у него будут натренированные мышцы, силы и крепкое здоровье. Дети постепенно станут болеть реже, чем обычно. 

Те, кто занимается в Клубе Айкидо ‘Сити-Го-Сан’, не чувствуют себя чужими, ощущая постоянную поддержку со стороны тренера и администратора. Руководство Клуба проводит для детей специальные мероприятия, соответствующие традициям Айкидо. Даже у маленьких занимающихся есть свои, как и у взрослых, семинары, которые проходят у них два раза в год. 

Клуб Айкидо ‘Сити-Го-Сан’ отличается очень серьезным подходом к занятиям и стремится сделать всё возможное, чтобы как детям, так и их родителям пребывание в Клубе доставляло искреннюю радость.

Автор статьи - инструктор Клуба Айкидо ‘Сити-Го-Сан’, Титова Ольга Владимировна