Катори Синто Рю
Немного истории
Тенсин Седен Катори Синто Рю - одна из древнейших школ Боевых Искусств, сохранившихся до наших дней. Она признана Национальным достоянием японской культуры.
Храм Катори воздвигнут в честь божества Футсунуси-но Оками, почитаемого японцами как божество-хранитель государственности и воинской доблести
Это боевая доктрина, внедренная Индзаса Тёисай Иэнао (Iizasa Choisai Ienao), родом из Исино (Ishino), деревни, находившейся в старой префектуре Симуса (Simusa), в эпоху Сегуна Асикага Есимаса (Ashikaga Yoshimasa) (1449 - 1472), увековечившегося в районе Катори. Причем Катори Дзингу (Katori Jingu) уже на протяжении длительного времени является священным местом.
Семья Индзаса возникла в эпоху императора Го-Камеяма (Go-Kameyama) (1378-1392) и своей фамилией обязана деревне, из которой она родом.
Индзаса с юных лет проявлял интерес к приемам боя и искусству в целом. Он принимал участие во многих сражениях.
Его сильной стороной была необыкновенная ловкость, он никогда не знал поражений. И он мог с помощью военных действий значительно увеличить свои владения, присоединить такие районы как Shivai, Yagi, Onne, Oosake. Но верховные власти Chiba постоянно вмешивались в его дела, приказывали отказаться от завоеваний. Это весьма огорчало Индзаса. Итак, после подчинения Сегуну Есимаса, Иэнао отправляется в Kyoto, чтобы служить Сегуну. Его зачисляют в качестве учителя по боевому делу. В то время Иенао было уже 60 лет.
Однако практика в Kyoto не удовлетворила его, и тогда он решил посвятить себя аскетизму, так как хотел, чтобы его поиски обрели духовное содержание. Он начал работать над строительством храма Shinfuku-Ji (Храм Нового Счастья), Mont Shintoku, деревня Meyamoto.
Затем он уезжает и проводит 1000 дней и ночей в Mont Vmeki (Сливовая Гора), где сейчас находится его могила (на юго-восточном углу храма). Там он посвятил себя медитации, части воинского искусства, первоначальному объекту его аскетизма.
Уже тогда храм Катори Дзингу был известен не только как кров божества военных дел, но и как лучший центр по обучению и проведению практики Кендзюцу (Kenjutsu) и Яридзюцу (Yarijutsu). Сегодня его называют университетом. Монахи Катори занимались искусством владения мечом (Ken) и яри (Yari), и было бы опасно принимать их за простых безобидных монахов, так как они были самураями-священниками синтоистами, из которых некоторые владели землей и слугами.
Однажды ночью во сне божество Катори (Futsu-Nushi-no-Mikoto) вручил ему свиток пергамента, на котором было написано: 'Ты станешь учителем меча', и Heiho Shinsho - книгу по военной стратегии, написанной рукой Божества.
В возрасте 70 лет, удовлетворяя желание небес, он начал преподавать свою доктрину.
Для осуществления задуманного он открыл додзе поблизости от храма Shinfuku-Ji в Катори. Тогда он решает назвать свое искусство 'Ten Shin Sho Den Shin To Ryu' ('Непрестанная Передача Божественной Правды По Пути Небесному').
С самого основания Школа была закрытой, и все ученики давали клятву хранить ее секреты. Сохранение секретов Школы предусматривала и система обучения.
В возрасте 102 лет Индзаса Тёисай покинул нас. Он, посвятивший свою жизнь аскетизму, всегда был образцом для подражания. Индзаса Тёинсай умер 15 апреля 1488 года.
Школу унаследовал его сын, потом внук, и т.д. Сейчас в Катори живет 20-ый по счету наследник, Иизаса Сури но Соке Язусада.
Название Школы связано с легендой о ее создании и означает: ТЕНСИН СЕДЕН - Божье благословение КАТОРИ - Место создания школы - деревня, где находится храм Фуцу Нуси но Микото и СИНТО - Религия Синто РЮ - Секретная школа
Ведущие мастера и современные направления
Учитель Отаке Рицуке живет и преподает в Нарита, пригороде Токио. Он поддерживает постоянную связь с официальным наследником Школы. Учитель Отаке написал серию книг по Катори Синто Рю под названием "Божество и меч", в которых, кроме общей информации и истории, подробно описаны все ката открытого раздела и некоторые - второго раздела. Приводим полную информацию об этом издании:
Risuke Otake. The Deity and the Sword (three volumes) Publisher: Minato Research & Trading Co. (v1-2 1977 ,v3 1978) ISBN: 0-87040-378-8, 0-87040-405-9, 0-87040-406-7
Из его учеников-иностранцев хорошо известен Дон Дрэрер - известный автор книг по боевым искусствам. Информацию о Катори Синто Рю (направлении Отаке Рицуке) можно найти в его книге "Классическое Будзюцу":
Donn F. Draeger. Classical Bujutsu, Weatherhill 1977, ISBN: 0-8348-0233
Учитель Мотчидзуки Минору (ему сейчас 96 лет) создал на основе Катори собственный стиль, который назвал Ёсейкан Синто Рю. Он достаточно далек от классического Катори, но интересен, во-первых, парными аналогами ката из раздела яй-дзюцу и, во вторых, аналогами приемов, выполняемых с оружием и без него. Техника Ёсейкан Синто Рю, как и классическое Катори, входит в программу Айкибудо.
Мотидзуки Минору и Сугино Ёсио занимались дзюдо и были учениками Кано Дзигоро. Они оба начали заниматься Катори в 1928 году, когда Кано пригласил четырех учителей Катори в свою школу. В 1940 году он получил официальное право на преподавание от тогдашнего (тогда 19-го) наследника школы. Учитель Сугино известен также как консультант и постановщик поединков на мечах в известных фильмах ('Семь самураев', 'Миямото Мусаси' и др.). В 1981 году Международная Федерация Японского Будо присвоила Учителю Сугино почетный 10-ый дан.
Учитель Сугино Ёсио скончался в июне 1998 года в возрасте 94 лет. Наследником клуба в Кавазаки стал его сын Учитель Сугино Ёкихиро. Технические расхождения между ним Учителем Хатакеямой Горо, одним из лучших учеников Учителя Сугино Ёсио, привели в том же году к созданию нового направления в Катори Синто Рю, которое сейчас представляет Учитель Хатакеяма.
В школе Учителя Хатакеямы, по его словам, сочетается техника старого Учителя Сугино и Учителя Отаке, которых он очень уважает и у которых учился. Главная цель - приблизить исполнение к реальному боевому. Стиль очень эффективный, четкий и быстрый, хотя по зрелищно-показательным характеристикам вне всякого сомнения уступает современному стилю молодого Сугино.
Интересно, что исполнение ката открытого раздела (ОМОТЭ) в существенной степени использует движения из последующих разделов с самого начала, то есть с самого начала достаточно реально. Направление будет интенсивно развиваться, поскольку Учитель Хатакеяма много ездит по всему миру, и у него много сильных последователей как в разных странах Европы (особенно в Италии), так и в Канаде.
Учителю Хатакеяме 71 год, Катори занимается больше 50 лет.
Особенности техники
В Катори Синто Рю огромное значение имеют стойки. С них начинают обучение и к ним возвращаются снова и снова по мере роста уровня. Многие из них, опять-таки, по мере роста уровня, начинают вопрониматься не как статические положения, а как положения переходные или завершающие удар. Основные стойки (за исключением ин но камае) достаточно широкие и низкие. Положение должно быть удобным, спина - прямой, плечи - не напряженными. На начальном уровне отрабатывают переходы из основной стойки, которая называется сейгон (правосторонняя полуразвернутая позиция, меч на среднем уровне) в каждую из других с возвращением обратно. Затем последовательную смену нескольких стоек просто и в сочетании с ударами.
Основной базовый удар мечом называется маки-учи-мен и выполняется с 'замахом' на левое плечо. Отдельная стадия замаха как правило отсутствует, паузы на замахе нет.
Боковые удары могут выполняться на верхнем, среднем и нижнем уровне. Для них характерно отсутствие замаха по кругу - кончик меча двигается почти по прямой и почти не отводится назад. Кроме того, используют различные удары по рукам, как правило небольшой амплитуды, широкие удары по диагонали как сверху вниз, так и снизу вверх, и некоторые другие. В дополнение используют колющие удары и удары ручкой меча.
Блоки мечом обязательно дополняются уходом с линии атаки, при этом сначала уходят корпусом, только потом подставляют меч - такое движение легко потом перевести из ухода-блока в уход-контрудар.
Система обучения
За исключением яйдзюцу, обучение в Катори Синто Рю составлено как ряд парных ката - последовательных атак и защит, имитирующих реальный поединок между учителем (уке дачи) и учеником (кири коми или учи коми). За исключением ката с двумя бо и двумя нагинатами во всех парных ката учитель использует один деревянный меч (боккен) против разного оружия ученика. Названия 'учитель' и 'ученик' не случайны: учить новое ката начинают обычно в роли ученика со знающим учителем. Квалификация учителя существенно выше. При этом очень интересно, что по ходу ката всегда побеждает УЧЕНИК. Работа ученика строится по принципу: уход от удара - ответный удар в открытую зону. В нелегкую задачу учителя входит (на начальном уровне) уход от удара, обеспечение этой самой открытой зоны и нужной дистанции. Изменения исполнения с ростом уровня относятся в основном к учительской роли. Меняется также понимание и принципиальный подход: если сначала роль учителя - это просто бегание от ударов, то на высоком уровне движение ухода предусматривает одновременную контратаку (которую не делают, но очень хорошо себе предствляют - независимо от того, какое оружие в руках у ученика). Получается, что ученик побеждает с внешней стороны, учитель его учит, держа при этом под контролем и мысленно проводит контратаки - получается, что даже при очень разном уровне подготовки двух партнеров оба получат пользу и будут довольны:
Короткие одиночные ката Яйдзюцу включают быстрое вынимание меча из ножен (настоящих или воображаемых) с немедленно следующим ударом, иногда несколько дополнительных ударов и переходных движений, завершающий удар и убирание меча в ножны с предварительным стряхиванием воображаемой крови врага. Работают сначала с деревянным мечом, потом с учебным металлическим (он называется яй-то), потом по желанию - с настоящей катаной.
Популярность школы сегодня
Популярность Школы растет, и число занимающихся Катори Синто Рю за пределами Японии намного больше чем в небольших японских клубах. Развитию школы способствует появление кассет с записью показательных выступлений ведущих мастеров, выпуск книг Учителя Отаке, а также все более частые и массовые семинары по Катори в странах Европы и Америки, которые в основном проводит Учитель Хатакеяма.
Занятия Катори, с одной стороны, полезны для здоровья и доступны даже очень пожилым людям (вспомним, что большинство известных мастеров доживало, продолжая заниматься, жили до 90-95 лет, а основатель Школы скончался в возрасте 102 лет). С другой стороны, они позволяют очень эффективно развить ряд качеств, необходимых для любого Боевого Искусства: внимание, реакцию, координацию движений, чувство дистанции, правильное расслабление и концентрацию, правильное дыхание, правильную осанку, подключение бедер к движению верхней части корпуса. Наконец, при полной стрессов современной жизни существенно, что занятия Катори дают прекрасную разрядку и выход энергии, опять-таки практически исключая серьезные травмы. Не последнее значение имеет и работа с оружием разной длины, то означает возможность эффективно использовать, в случае необходимости самозащиты, самые разные предметы.
Франция: основной центр развития Катори Синто Рю за пределами Японии Во Франции Школу Катори Синто Рю (направление Учителей Сугино и Хатакеямы) представляет Учитель Алан Флоке. Во Франции существует как отдельная федерация Катори Синто Рю (Federation Francaise Katori Shinto Ryu, FFKSR), так и раздел Катори Синто Рю в рамках аттестационной программы Международной федерации Айкибудо (FIAB). Регулярно проводяться семинары зимой (с Учителем Сугино Ёкихиро) и летом (с Учителем Хатакеямой), на которые, особенно летом, приезжают любители Катори из разных стран.